Васильев Николай Яковлевич

ВАСИЛЬЕВ Николай Яковлевич

28.02.1889, г. Санкт-Петербург – 23.12.1965, г. Ленинград

Капитан дальнего плавания, организатор советского судостроения, начальник Мурманской экспериментальной рыболовной базы (МЭБ) МТФ.

Родился в семье дворника.

9 января 1905 года, в так называемое «кровавое воскресенье», участвовал в демонстрации к Зимнему Дворцу. Плавал на русских и иностранных пароходах и парусниках торгового флота. В 1908 году окончил Санкт-Петербургское училище дальнего плавания с большой золотой медалью.

Во время Первой мировой войны старший помощник капитана, капитан на транспортах военно-морской флотилии Балтийского моря. С 1917 по 1925 годыпредседатель секции торгового мореплаванияГельсингфорского Совета и исполнительного комитета; председатель Балтийского Комитета торгового флота; член Рижской комиссии Брест-Литовской мирной делегации (по вопросам торгового мореплавания); член ЦК Союза водников (Цеквода).; эксперт по вопросам торгового мореплавания в Русско-Польской делегации, возглавляемой наркомом Л. Б. Красиным; член ЦК Союза моряков и речников торгового флота; член Верховной Коллегии Главода; управляющий морским транспортом Республики; заместитель начальника центрального управления морского транспорта (ЦУМОРа) наркомата путей сообщения СССР.

В 1919-1920 годы помощник Главного командира всех военно-морских портов реки Волги и Каспийского моря. Организатор и начальник первой товарообменной Карской экспедиции (1921). Председатель комиссии Совнаркома по вопросу возвращения судов русского торгового флота из заграницы. Организатор Балтийского пароходства и председатель его правления. «Крестный отец» легендарного учебного парусника «Товарищ».Осенью 1924 года вторично возглавил Балтийское пароходство, которое стало называться Балтийской главной конторой Совторгфлота. Инициатор и организатор Ленинградского музея истории развития торгового флота и, на общественных началах, его руководитель в течение 7 лет.

С 1926 года работа Н. Я. Васильева связана с проектированием и судостроительством: генеральный уполномоченный Совторгфлота по новому судостроению, затем заместитель председателя правления Ленинградского Судотреста,управляющий Судопроектом. Им были разработаны технико-экономические задания на постройку первых советских лесовозов и теплоходов-рефрижераторов для Лондонской линии и классификатор элементов торгового судна. В 1927 году – гарантийный капитан на судне «Грознефть».

В 1930 году был арестован и по сфабрикованному делу (с применением пытки – лишение сна) заочно осужден коллегией ОГПУ по статье 58-7 (вредительство) на 10 лет лагерей. Работал начальником Повенецкой водной базы на строительстве Беломорско-Балтийского канала, затем на Пиндушской судоверфи, где организовал постройку первого морского лихтера, был капитаном парусно-моторной шхуны «Новые Соловки». За инициативную и добросовестную работу срок заключения был сокращен вдвое. После освобождения Н. Я. Васильев неоднократно подавал заявления в различные инстанции о своей невиновности, но лишь в 1955 году был реабилитирован.

После досрочного освобождения стал работать в рыбной промышленности (вернуться в торговый флот не мог как имеющий судимость). В сентябре 1935 года по рекомендации лагерного начальства назначен главным капитаном флота Управления прибрежного промысла треста «Мурманрыба». Рационализировал основной тип судов прибрежного промысла, так называемые «касатки». Выдвинул предложение, что для мурманских условий промысла нужно судно нового типа и представил эскизы такого судна на техсовет Мурманрыбы. В 1941 году Мурманская судоверфь приступила к постройке двух мотоботов композитной конструкции по проекту Васильева.

В первые дни Великой Отечественной войны вынужден был покинуть Мурманск, как имеющий судимость. Переехал в Астрахань, где был назначен старшим аварийным инспектором и старшим преподавателем Астраханского рыбвтуза. Организовал постройку буеров и возглавил транспортную буерную бригаду для перевозки рыбы по льду Волги с промысла в город.

В 1942 году в составе группы работников рыбной промышленности был направлен в Сибирь для освоения новых рыбопромысловых районов:инженерТаймырского госрыбтреста, затем главный инженер Игарской судоверфи. Организовал постройку 2000 рыболовных лодок поточным скоростным методом.

В апреле 1945 года, когда Н. Я. Васильев проводил авторское наблюдение над строительством в Архангельске своего проекта «касаток» в деревянном исполнении, был вызван в Москву, где на правительственной уровне решался вопрос о выборе типа рыболовного судна для быстрейшего снабжения населения рыбой. Решили серийно строить «касатку Васильева».

В 1945 году Н. Я. Васильев назначается начальником Мурманской экспериментальной рыболовной базы (МЭБ), которая вскоре из состава Кольского госрыбтреста была передана в ведение тралфлота. В годовые планы МЭБ включались опытные работы по внедрению «касатки Васильева», по совершенствованию орудий лова и апробации новых разработок и методов промысла, в частности, кормового траления.

В начале 1950-х годов Васильева вновь как имеющего судимость выселяют из Мурманска (работал на Азовской, затем Петрозаводской судоверфи), и лишь после реабилитации он возвращается в Мурманскую экспериментальную базу, восстанавливает свои гражданские права и членство в КПСС. Однако завершить работу по внедрениюсвоего 42-метровыго «быстроходного малого» трала для кормового судна Н. Я. Васильеву в силу ряда причин не удалось.

Переехав с семьей в Ленинград, Васильев продолжил работу над рукописью «Принципы управления». Наиболее известны его книги «Парусный ботик» и «Карская экспедиция».

Любил парусный спорт. Всесвободное время проводил летом на яхтах, зимой на буерах. Два года заведовал Школой плавания под парусами при Невском яхт-клубе. В 1927 году возглавил на общественных началах Ленинградский яхт-клуб ВЦСПС... Н. Я. Васильев знал английский, немецкий, французский и шведский языки. Был награжден Союзом водников золотыми часами за «ледовый поход» (1917).

Информация племянника Н. Я. Васильева А. В. Нижегородова (nizhegoropdov@gmail.com).